Можно ли жить с 10% мозга?
Интригующее название носила очередная лекция в рамках проекта «Химия слова».
«Интересный пациент: можно ли жить с 10% мозга?» – такое интригующее название носила очередная лекция в рамках проекта «Химия слова». Её прочитал ведущий российский популяризатор нейронауки, главный редактор портала «Нейроновости» и Indicator.Ru Алексей Паевский. Его рассказ о мозге, состоявшийся на той же площадке осенью прошлого года, оказался живым и увлекательным, поэтому нового выступления лектора тольяттинцы ждали с особым нетерпением.
Проект «Химия слова», инициированный Тольяттиазотом, перешагнул свой экватор – до финиша сезона осталось всего несколько лекций. И, как показала практика, абсолютно все темы лекции вызвали живой интерес публики, но тема мозга не исключение – об этом рассказала автор проекта «Химия слова» – заместитель генерального директора – директор по связям с общественностью ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Юлия Петренко.
– Информация, которую мы слышим на «Химии слова», попадает в мозг, поэтому лекции на тему мозга зачастую помогают понять, что в нем происходит. Тема важная, она традиционно привлекает много людей, немаловажен и тот факт, что лектору удается понятно и доступно объяснить сложное. В преддверии следующего сезона мы пытаемся определить, какие темы этого сезона наиболее были интересны, востребованы и полезны для нашей аудитории. Тема мозга, безусловно, – один из фаворитов. Отмечу, что наши зрители могут повлиять на программу интеллектуального клуба в следующем сезоне, своими отзывами и посещаемостью показать, какие темы приоритетны: литература, искусство, психология или научно-популярные, – прокомментировала Юлия Владимировна.
Оказывается, жить можно не только с 10% процентами мозга, но и со многими другими патологиями. Алексей Паевский рассказал о нескольких ярких случаях из жизни ученых и врачей, которые показывают, что о мозге человечеству известно крайне мало и в каждой конкретной ситуации его возможности удивляют. В этой связи показательна история российского ученого в области физики элементарных частиц Анатолия Бугорского, голова которого более 40 лет назад попала под ускоритель частиц. Частицы, летящие в тоннелях синхротронов, обладают огромными энергиями, с которыми в обычной жизни человеку сталкиваться не приходится. Тем не менее, ученый остался жив, защитил диссертацию, начатую еще до инцидента, и всю жизнь проработал на синхротроне. До сих пор не известно, какие изменения произошли в его мозге.
Еще один случай подтверждает, что способности человека вряд ли будут изучены до конца: в результате автокатастрофы американец Терри Уоллис провел в коме 19 лет, очнулся внезапно, сразу заговорил, не узнал родственников и начал учиться ходить. Более того, исследования показали, что пока он был без сознания, в мозге вырастали новые связи взамен погибших, что анатомически не предусмотрено.
Показательна история правителя Англии Генриха VIII, получившего на рыцарском турнире серьезную травму: его мозг пробили копьем. После этого начались серьезные изменения не только в личности короля, но и его пищевых привычках – разумеется, такая трансформация серьезно повлияла не только на его жизнь, но и историю страны.
Алексей Паевский рассказал также историю девушки, у которой существует только одно полушарие мозга, но при этом наблюдается стереоскопическое зрение, поведал историю жизни человека без мозжечка, параллельно сообщив интересный факт:
– В мозге содержится 86-87 миллиардов нейронов, причем 1/10 находится в коре головного мозга, остальное – в мозжечке.
Лектор также рассказал о человеке, который живет без гиппокампа в головном мозге (гиппокамп – часть головного мозга, отвечающая за долговременные воспоминания). То есть человек без гиппокампа, проснувшись наутро, уже не помнит события вчерашнего дня.
– Однако в самых, казалось бы, безнадежных случаях всегда есть надежда, и яркий пример тому – британский ученый Стивен Хокинг, проживший большую часть жизни с серьезной болезнью моторных нейронов. Поэтому никогда нельзя сдаваться, а необходимо постоянно тренировать свой мозг, – заключил Алексей Паевский.
Лекция научного журналиста вызвала живой интерес у аудитории – вопросы из зала продолжались около часа. Спрашивали об изменениях в мозге при болезни Альцгеймера, об отношении к нейростимуляторам, об этнических особенностях мозгового развития и многом другом. Динамичное и взаимно интересное общение продолжалось около часа, после чего Алексей Паевский предложил всем, у кого ещё остались вопросы, писать ему в соцсетях:
https://www.facebook.com/alexey.payevskiy
ИНТЕРВЬЮ
Алексей Паевский: «Не беспокойтесь, памяти хватит»
– Как вы считаете, насколько влияют гаджеты на мозг?
– Не думаю, что сильно влияют. Если взять человека, который не пользуется гаджетом и того, кто буквально «живет» в телефоне, то на самых мощных томографах мы не увидим серьезных различий в структуре их мозга. Просто у того, кто тесно общается с гаджетами, мозг перестраивается под другую работу, но это не страшно.
– Память компьютера имеет свойство заканчиваться. А у мозга?
– Мы не очень точно представляем себе ёмкость нашей памяти, не знаем, в каком виде хранятся воспоминания. Ёмкость мозга огромна, судите сами: если одно воспоминание связано с одним соединением нейроном, а всего нейронов 86 миллиардов, каждый из которых способен образовывать до 10 тысяч соединений. Не нужно беспокоиться о том, что памяти может не хватить (улыбается – прим. авт.).
– Отличается ли детский мозг от взрослого? И как вы относитесь к модной в последние годы идее раннего развития?
– Не нужно стараться самому сформировать детский мозг, постоянно тренировать его, такое усердие может лишь навредить. Мозг развивается нормально, но когда в четыре года ребенка загоняют в кучу секций и кружков, а у него не лежит к этому душа, ничего хорошего не выйдет. Нужно помогать ребенку развиваться, но не принуждать к этому. Идее раннего развития уже много лет, но пока ни одного гения вырастить не получилось, а случаев побочных эффектов известно много.
– Есть ли какие-то упражнения для поддержания хорошей работы мозга?
– Спать не менее восьми часов, заниматься интеллектуальным трудом, постоянно придумывать новые занятия и развиваться: решать кроссворды, учить стихи, иностранные языки, вышивать, вязать. Больше пишите от руки, играйте на музыкальном инструменте, постоянно ставьте перед собой новые задачи. Если мозг постоянно тренируется, он не теряет своих способностей.